Технологии

«Программирование — отдельно, мораль и воспитание — отдельно». Отец-разработчик рассказывает, как научить детей программировать

2656
Автор:
Дорогая редакция
04 сентября 2017 13:34
18+
«Программирование — отдельно, мораль и воспитание — отдельно». Отец-разработчик рассказывает, как научить детей программировать
Узнали, как помочь ребенку научиться программировать.

Редакция Downtown продолжает совместный проект с воронежским центром разработки DataArt, посвящённый технологиям. В этот раз мы публикуем историю про то, как научить детей программировать. Рассказывает Арсений Жижелев — разработчик и отец троих детей.

 

 

Арсений Жижелев
Независимый разработчик программного обеспечения на языке Scala, отец троих детей

 

Как научить ребенка программировать?

Никак. Можно только дать возможность научиться программированию, создать такую среду, в которой поощряется развитие ребёнка в инженерном направлении. Мне кажется, полезно найти простое окружение, позволяющее получить быстрый и наглядный результат. Например, использовать сайты, на которых можно играть в программирование, или интерактивные среды разработки, такие как Scratch и Логомиры. Или рисовать алгоритмические картинки на плоскости.

С какого возраста можно начать?

Собственно программирование — это проявление особого способа мышления. Целенаправленно учить технологиям, на мой взгляд, — глубокого смысла нет. Однако можно развивать этот особый способ мышления, который пригодится потом в процессе программирования. Например, ребёнок может разобраться в настройках бытовой техники и помогать менее продвинутым старшим. Собственно, программы могут появиться и в младшем школьном возрасте, когда он начинает писать сочинения или решать задачки по математике. Если начал решать задачи и писать до школы, то и программы могут появляться тогда же.

В каких областях дети могут сделать что-то свое?

В сфере тех интересов, которые их окружают: решатели задачек, построители графиков в математике, систематизация знаний в биологии, синтезаторы в музыке, числовые или логические игры с простой графикой или без графики, морской бой и так далее. И здесь уже можно найти подходящую технологию, которую ребенок сможет применить для достижения своей цели.

А что насчет кружков?

Кружки больше направлены на социализацию. Возможно, позволят создать мотивацию заниматься чем-то, потому что взрослым зачастую не хватает времени и системности, чтобы целенаправленно развивать ребёнка. В любом случае, человек учится самостоятельно. В программировании же главная обучающая среда — компьютер+компилятор, IDE или онлайн окружение. Если есть упорство, целеустремлённость, то можно приобрести недостающие знания и решить задачу.

Есть ли особенный склад ума, который обеспечивает детям лучшее понимание кода?

Ключевое свойство ума — способность к абстрагированию. Это свойство надо развивать. Чем легче человек может оперировать понятиями разного уровня абстракции и выполнять декомпозицию, композицию, тем проще будет программировать. Мне кажется, что разного рода конструкторы весьма в этом помогают. Также очень важна «инженерная фантазия» — способность придумать целостную конструкцию, а затем её воплотить, используя имеющиеся компоненты — кубики, детали конструктора, готовые библиотеки.

Какие качества нужно развивать?

Сосредоточенность и целеустремлённость. В программировании конечная цель может потребовать очень много времени и усилий. Сосредоточенность позволит быстрее достичь цели.

Программирование учит морали?

Мне кажется, что ничего такого я не наблюдал. Программирование — отдельно, мораль и воспитание — отдельно. В программировании может быть своя «мораль» — чистота кода, элегантность решения, его сложность или простота. Но эти понятия с трудом можно соотнести с бытовой моралью.

Как можно понять, что ребенок делает успехи?

Поговорите с ним. Если ребёнок продвигается в направлении своих целей, то он делает успехи. Если его представление меняется, углубляется понимание проблемы и появляются альтернативные способы решения — тоже. Даже если конечная цель не достигается, развитие ребёнка продолжается. Более того, по мере углубления в проблему, цель может быть заменена какой-то другой.

Какие навыки могут приобрести дети, обучаясь программированию?

Во-первых, навыки программирования, что само по себе неплохо и полезно в жизни. Может, ребёнок будет работать с компьютерами в будущем? Во-вторых, понимание работы компьютеров на глубоком уровне, как гармоничной части мировоззрения современного человека. А с учётом проникновения компьютерных устройств повсюду — очень важной части мировоззрения. В-третьих, программирование формирует гибкое инженерное и системное мышление, которое также может пригодиться во многих сферах человеческой деятельности.

Фотографии: pexels.com, Арсений Жижелев

 

 

Материал подготовлен при поддержке DataArt в Воронеже

Поделиться: