Технологии

Программирование для детей: как заинтересовать ребенка кодом

2582
Автор:
Юля Цай
16 января 2018 12:50
18+
Программирование для детей: как заинтересовать ребенка кодом
Как сделать программирование для детей интересным.

За технологиями будущее, и сейчас уже никто не сомневается в том, что хороший программист всегда найдет себе работу — поэтому кроме привычных кружков по рисованию и музыке появились курсы программирования для детей. В партнерском материале с воронежским центром разработки DataArt мы поговорили со специалистом Сергеем Болговым об обучении детей программированию. Он рассказал, с какого возраста лучше всего начать и как развиваться дальше.

 

Сергей Болгов,
дизайнер программного обеспечения DataArt



С чего лучше всего начать обучение?

Начать нужно с выяснения — готов ли разум ребенка к тому, чтобы мыслить алгоритмически, понимать взаимосвязи процессов. Я считаю, что для этого хорошо подходит «физический» задачник, который можно найти в профориентационных тестах — например, тест Беннета. Такой задачник состоит из картинок, на каждой из которых изображена система объектов — скажем, несколько сцепленных шестеренок. У первой шестеренки обозначено направление, в котором она вращается, и предлагается определить, в какую сторону будет вращаться последняя. По ответам ребенка будет видно — он моделирует и проигрывает ситуацию у себя в голове или пытается угадать. Если увидите, что вызревает «физик» с моделирующим мышлением — можно начинать программировать. Думаю, младшим лучше начинать с того же типа задач, что и советские школьники в 80-е — с рисования на экране при помощи кода и игр с текстом. Из конкретных языков сейчас часто советуют Python.


Как научить ребенка алгоритмическому мышлению?

Для развития алгоритмического мышления подойдет любая игра с правилами, в которой можно хитрить — то есть, создавать себе преимущество, прогнозируя поведение партнера на основании правил. Лично мне нравятся «Черепашьи бега», «Роборалли» и шахматы. Менее очевидные занятия — музыка, танцы, иностранные языки и вообще любая дисциплина, где ребенок может следить за результатом, развивающимся во времени и описывать его необычным языком — нотами, иностранными словами, шахматной нотацией и так далее.


С какого возраста начинать?

При наличии склонности — можно пробовать сразу, как только ребенок научится читать и писать английские слова, а это индивидуально. В детское «визуальное» программирование наподобие LEGO Mindstorms я не верю, у нас это не сработало. Ребята не поняли, что имеют дело с чем-то серьезным, и быстро потеряли интерес, как к очередной игрушке. А Scratch уже предполагает грамотность. Да что говорить — один из моих сыновей занимался шахматами с 4-х лет и, подойдя к «продвинутым» разрядам, существенно затормозился, так как мы столкнулись с требованием записывать турнирные партии в дневник, а писать он еще толком не умел. Поэтому — скорее, младший школьный возраст, с 6-7 лет.  


Как понять, что ребенок делает успехи, если я не программист?

Если родители не программисты, то ребенок, скорее всего, будет учиться в какой-то организации. Так что успехами он и сам похвалится, и преподаватель расскажет. А если заниматься онлайн, то у таких автоматических курсов, как правило, есть свои «ачивки», наглядно демонстрирующие прогресс.


Обязательно водить на кружки по программированию?

Сейчас важно уметь работать в коллективе, каждый участник которого занимается своей областью разработки внутри выбранной технологии. На собеседованиях к вопросу «На каком языке пишешь?» добавились «С какими системами управления проектами знаком?» и «Какие инструменты контроля версий умеешь применять?», ответы на которые показывают, есть ли у человека опыт работы в команде. Кроме того, вокруг программирования есть сложившаяся субкультура, среда общения со своими заморочками. Все это, конечно, можно почерпнуть и из Интернета, но хороший кружок на старте мне кажется более надежным и эффективным. Как правило, в таких кружках практикуется «проектный» подход, когда группы из трех-четырех ребят работают вместе над одним проектом. Это почти та же модель, что используется в любой IT-компании. Еще один плюс кружков — регулярное участие проектов в смотрах и конкурсах, где ребята могут поучиться еще и хорошо рассказывать о своей работе, а это умение — одно из важных в современном мире «soft skills».


В каких областях дети могут создать что-то свое?

Я предложил бы для начала визуальные и текстовые игры с кодом. Например, создать игру в жанре «текстовый квест», написать свою версию «морского боя», сконструировать веб-страничку, отфильтровать ругательства. Ребята постарше могут поискать себя в «мейкерстве» — создании самодельных электронных устройств и даже роботов на основе микрокомпьютера Raspberry Pi, или во взаимодействии со средой игры Minecraft, которая позволяет при помощи кода на Python создавать свои миры.


Если решили учить ребенка программированию

  1. Выясните, какой тип мышления у ребенка — если любит системность, то программирование его может заинтересовать. Попробуйте поиграть в  «Черепашьи бега», «Роборалли» и шахматы.

  2. Можно начинать учиться в младшем школьном возрасте, в 67 лет. Важно, чтобы к этому времени ребенок умел читать и писать английские слова.

  3. Научиться программировать можно и по сервисам в Интернете, но сейчас очень важно уметь работать в коллективе, поэтому лучше поискать кружок с хорошим преподавателем.

Поделиться: