И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намЗа технологиями будущее, и сейчас уже никто не сомневается в том, что хороший программист всегда найдет себе работу — поэтому кроме привычных кружков по рисованию и музыке появились курсы программирования для детей. В партнерском материале с воронежским центром разработки DataArt мы поговорили со специалистом Сергеем Болговым об обучении детей программированию. Он рассказал, с какого возраста лучше всего начать и как развиваться дальше.
Начать нужно с выяснения — готов ли разум ребенка к тому, чтобы мыслить алгоритмически, понимать взаимосвязи процессов. Я считаю, что для этого хорошо подходит «физический» задачник, который можно найти в профориентационных тестах — например, тест Беннета. Такой задачник состоит из картинок, на каждой из которых изображена система объектов — скажем, несколько сцепленных шестеренок. У первой шестеренки обозначено направление, в котором она вращается, и предлагается определить, в какую сторону будет вращаться последняя. По ответам ребенка будет видно — он моделирует и проигрывает ситуацию у себя в голове или пытается угадать. Если увидите, что вызревает «физик» с моделирующим мышлением — можно начинать программировать. Думаю, младшим лучше начинать с того же типа задач, что и советские школьники в 80-е — с рисования на экране при помощи кода и игр с текстом. Из конкретных языков сейчас часто советуют Python.
Для развития алгоритмического мышления подойдет любая игра с правилами, в которой можно хитрить — то есть, создавать себе преимущество, прогнозируя поведение партнера на основании правил. Лично мне нравятся «Черепашьи бега», «Роборалли» и шахматы. Менее очевидные занятия — музыка, танцы, иностранные языки и вообще любая дисциплина, где ребенок может следить за результатом, развивающимся во времени и описывать его необычным языком — нотами, иностранными словами, шахматной нотацией и так далее.
При наличии склонности — можно пробовать сразу, как только ребенок научится читать и писать английские слова, а это индивидуально. В детское «визуальное» программирование наподобие LEGO Mindstorms я не верю, у нас это не сработало. Ребята не поняли, что имеют дело с чем-то серьезным, и быстро потеряли интерес, как к очередной игрушке. А Scratch уже предполагает грамотность. Да что говорить — один из моих сыновей занимался шахматами с 4-х лет и, подойдя к «продвинутым» разрядам, существенно затормозился, так как мы столкнулись с требованием записывать турнирные партии в дневник, а писать он еще толком не умел. Поэтому — скорее, младший школьный возраст, с 6-7 лет.
Если родители не программисты, то ребенок, скорее всего, будет учиться в какой-то организации. Так что успехами он и сам похвалится, и преподаватель расскажет. А если заниматься онлайн, то у таких автоматических курсов, как правило, есть свои «ачивки», наглядно демонстрирующие прогресс.
Сейчас важно уметь работать в коллективе, каждый участник которого занимается своей областью разработки внутри выбранной технологии. На собеседованиях к вопросу «На каком языке пишешь?» добавились «С какими системами управления проектами знаком?» и «Какие инструменты контроля версий умеешь применять?», ответы на которые показывают, есть ли у человека опыт работы в команде. Кроме того, вокруг программирования есть сложившаяся субкультура, среда общения со своими заморочками. Все это, конечно, можно почерпнуть и из Интернета, но хороший кружок на старте мне кажется более надежным и эффективным. Как правило, в таких кружках практикуется «проектный» подход, когда группы из трех-четырех ребят работают вместе над одним проектом. Это почти та же модель, что используется в любой IT-компании. Еще один плюс кружков — регулярное участие проектов в смотрах и конкурсах, где ребята могут поучиться еще и хорошо рассказывать о своей работе, а это умение — одно из важных в современном мире «soft skills».
Я предложил бы для начала визуальные и текстовые игры с кодом. Например, создать игру в жанре «текстовый квест», написать свою версию «морского боя», сконструировать веб-страничку, отфильтровать ругательства. Ребята постарше могут поискать себя в «мейкерстве» — создании самодельных электронных устройств и даже роботов на основе микрокомпьютера Raspberry Pi, или во взаимодействии со средой игры Minecraft, которая позволяет при помощи кода на Python создавать свои миры.
Если решили учить ребенка программированию
|