И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите нам9 июня в ВЦСИ закрывается выставка Revisiting the Space Voronezh — международный проект современного искусства. Приехавшие из Лейпцига и местные художники в мае в течение недели исследовали Воронеж, чтобы увидеть все его стороны и общий образ и отразить это в своём творчестве. Получившиеся работы отличаются как формальной, так и содержательной стороной, но каждая пытается проникнуть во внутреннюю оболочку города и рассмотреть его сущность.
«Новый старт уверенного развития!» — интерактивная работы Кристины Юрочкин, Томаса Линденберга и Макса Боденстедта и характерное мотто современных постсоветских городов. Увиденная на одном из щитов Воронежа реклама, как нельзя лучше отразила противоречивость желания и действительности. С помощью фотографии и текста художники представили документацию своего перемещения по городу и предложили посетителям проследить по координатам составленной карты их путь.
Томас Линденберг, Макс Боденстендт и Кристина Юрочкин: Весь облик города нам показался амбивалентным и противоречивым. Эти противоречия мы тонко чувствовали в повседневной суматохе Воронежа. Это часто сбивало нас, иногда печалило, иногда заставляло смеяться, но это то, что особенно интересно в этом непредсказуемом городе. На правом берегу города есть склон, где идёт постройка элитных домов. Под землей протекают подземные воды, что размягчает почву и постройки ползут вниз. Сейчас думают, что необходимо разрушить часть сооружений. Но ведь ситуация была известна с самого начала. И всё равно строительство продолжается.
Работа Ильи Долгова «Преодоление однородности пространства» затронула тему взаимодействия природы, её видоизменения человеком и архивации научного знания о ней. Вынесенные из контекста деревья, трансформированные машиной и человеком в новые виды, образуют своего рода архив нашего знания о природе и затрагивают актуальные вопросы биополитики.
Серия картин «Деконструкция» Кирилла Гаршина запечатлела безлюдные городские подъезды и дома. Общественный порядок с его запретами хорошо виден на картинах яркими человеческими преобразованиями архитектурного пространства и окружающей среды.
Xудожник Николай Алексеев своей работой «Раковина» напоминает о нашей истории и исторической памяти. Выцветшие краски и затуманенность картин как будто спрашивают современников о том, что мы помним о тех временах и что уже забыли.
Сарина Шайдеггер и Арине Кох, следуя в течение шести дней за бродячими собаками, открыли новые пути изучения города и зафиксировали его в текстовом фрагменте «Бродячие собаки», который считывается как диалог между художницами. Они создали образец документации перформанса как произведения искусства и разместили его не в выставочном зале, а на входе, поставив вопрос о стратегиях презентации произведения искусства и о способах архивирования перформанса.
Лоренца Диас своей настенной живописью «Тайм Аут» показала, что стиль работы художника под влиянием нового пространства и культуры не меняется. Опровергая представление о классическом пейзаже и деконструируя его характерные черты, художница предложила задуматься о внутренних процессах, происходящих в городской среде, как и инсталляция Ивана Горшкова «Фонтан». Обе работы проникают внутрь городской оболочки. Запечатление течения времени разными средствами создаёт в работах нечто поэтическое и в тоже время разрушительное, жуткое.
Лоренца Диас: За моё короткое пребывание в Воронеже мне показалось, что снаружи город предстаёт чистым и ухоженным, а люди красивыми и современными. Но мне кажется, есть и обратная сторона. Было ощущение, судя по политической и социальной ситуации, что многое прячется и скрывается. Поэтому меня особенно впечатлила работа Ивана Горшкова. Он смог проникнуть за пределы внешних явлений. Его работа удивительно поэтичная и одновременно несовершенная, грязная. В этом я вижу параллели к моей собственной работе. Его работа — это это история без конца и начала. Она напомнила мне о детской площадке, когда мы играли в заброшенных домах, в грязных лужах. В этом есть, с одной стороны, что-то райское, с другой стороны, жуткое и разрушительное — то, что нельзя упорядочить. Именно это и случилось со мной в Воронеже. В городском пространстве есть много правил, но все они неписаные. Например, в парках никто не сидит на траве. Такого правила нет, но когда я садилась на траву, мне казалось, что это мешает прохожим, или я порчу этим совершенный вид. В таких случаях я попадала в промежуток, в серую зону, где нет точного ответа.
Художники Revisiting the Space: Пространство делается человеком. Это одновременно прошлое, настоящее и будущее. Оно может быть определено как бездейственностью человека, так и его активностью. Всё это мы узнали в Воронеже. Мы видели, насколько сложно в России сохранять и формировать пространство свободным и активным. Поэтому хотели бы высказать свою солидарность организациям и отдельными ребятами, которые здесь этим занимаются, в это дело вовлечены. Нас воодушевляет то, что в Воронеже есть люди, которые имеют храбрость выступить со своим голосом за безголосых и активно противостоять бездействию.
Фотографии: личный архив ВЦСИ, София Успенская