Арт

Самые яркие и запоминающиеся события Платоновского фестиваля за 6 лет

Самые яркие и запоминающиеся события Платоновского фестиваля за 6 лет
Лучшие моменты по мнению редакции и ее друзей.

Сегодня открывается VII Платоновский фестиваль искусств. Каким он будет и что понравится зрителям больше всего, мы узнаем через пару недель. А пока редакция Downtown.ru и ее друзья вспоминают свои любимые спектакли, концерты и другие события, которые проходили в рамках фестиваля за последние 6 лет.

«Полночный Баланс», театр DEREVO
2014 год

Олег Троков

Шеф-редактор Downtown.ru

Мне кажется, что это было одно из первых событий Платоновского, на которое я попал. В 2014 году на фестивальной ночи на пляже в «Алых Парусах» театр DEREVO показывал перформанс «Полночный Баланс». Как только стемнело, зрители расселись на песке вокруг площадки, режиссер Антон Адасинский, как настоящий капитан, занял место на смотровой вышке, и началось представление. Актеры, одетые как советские пионеры в белые рубашки и короткие шорты, носились по пляжу с огромными флагами, вокруг внезапно загорались костры, а уже через минуту действие перемещалось на воду, где на кровати плавала девушка в красивом ситцевом платье. А закончилось всё как в жизни: огромное ярко-желтое «солнце» утонуло в воронежском «море».

Не знаю, как так получилось, но самые яркие и запоминающиеся образы из «Баланса» появились год спустя во втором моём любимом событии из программы Платоновского — «Прощальной песне» польского театра Biuro Podrozy. Снова ночь, огромный белый флаг и огонь.

«Прощальная песня», театр Biuro Podróży
2015 год

Людмила Короткова

Графический дизайнер и декоратор

События Платоновского фестиваля искусств тщательно отобраны согласно трендам, новы и необычны. Но только единицы могут шокировать.

Для меня таким событием стала постановка «Прощальная песня» польского уличного театра Biuro Podróży. Я до сих пор помню ощущения после просмотра! Это было мощно, крайне символично и о главном.

В своих художественных проектах захотелось хоть на толику стремиться к такому эффекту и честности.

«Носороги», Национальный театр Крайовы
2016 год

Юлия Цай

Ассистент главного редактора Dowtnown.ru

Я почти никогда не запоминаю спектакли в картинках, мне проще вспомнить последствия — как потом было на душе, где был отклик на то, что происходит в моей жизни. Работу театральной труппы не помню совсем, храню только свои эмоции. Но с «Носорогами» все иначе — слова актеров были непонятны, речь шла на румынском, а субтитры были слишком далеко. Оставалось только внимать и чувствовать себя иностранцем в диковинной комнате.

Все на сцене было фантастическим: столы и стулья высокие и длинные, лица людей раскрашенные. Здесь вообще ничего не походило на те спектакли, которые я смотрела раньше. Ни одного привычного предмета, полное ощущение неправдоподобия, будто я, как Алиса, удачно юркнула в норку и попала в мир расти-булок и говорящих котов. Там прямо у подножия сцены вырастали зеленые головы и отстукивали слова с сумасшедшей скоростью на всех языках, какая-то воздушная дама ходила по сцене туда-сюда, а мужчины в костюмах вросли в пол вместе с гигантскими стопками бумаг. Первое, о чем спросила себя на выходе: «Что это было и как вернуться назад?».

«Дурак», Giroldon Circus
2015 год

Артем Рощупка

Бывший сотрудник Дирекции Платоновского фестиваля

Я работал в Дирекции, так что программа V Платоновского — результат и моей работы в том числе. Больше всего мне запомнился самый маленький театральный цирк в Европе Giroldon Circus, гастроли которого я курировал. Его труппа — это всего два человека: муж и жена, Ленка Махонинова и Альберто Фолетти. Они гастролируют на своем грузовике, в нем же перевозят декорации и спят. Питаться предпочитали в столовой, а прессу выгоняли из своего шатра.

Нестандартная пара, но такие по-детски открытые и улыбчивые, что вот помню их до сих пор.

«Танец человека и экскаватора», Association Beau Geste
2014 год

Лидия Старковская

Коммерческий директор Downtown.ru, сооснователь маркета «Синичка»

В 2014 году я шла с работы и увидела на площади Ленина огромную толпу: люди скопились вокруг экскаватора, громко играла музыка. Я совсем забыла про открытие Платоновского, удивилась и пошла смотреть, что происходит.

А там в центре вместе с машиной и ее огромным ковшом танцевал мужчина. Танцевал красиво и экспрессивно, как будто с любимой женщиной. Это было странно и впечатляюще, и до сих пор осталось в памяти.

«Музыка мира» в «Белом колодце»
2016 год

Никита Прохоров

Журналист Downtown.ru

Больше всего на Платоновском фестивале мне запомнился дождливый «Белый колодец» в прошлом году. Там были очень крутые исполнители — Ministry of Echology из Литвы, Jambinai из Южной Кореи, Джо Дрисколл, Сейку Кояте и Хинди Зара из Марокко.

Ну и антураж совершенно удивительный: лил сильный дождь и было адски холодно. Я даже смастерил навес из коврика, чтобы не промокнуть. Но это того стоило. Остались только истинные любители музыки, которым даже дождь не испортил впечатлений.

Мариам Петросян и Линор Горалик,
2015 и 2016 год

Лена Дудукина

Поэт, PR-специалист Дома прав человека

Мне всегда было приятно сопровождать участников литературной программы. Моё трепетное отношение к ней связано не только с тем, что я сама пишу, но, в первую очередь, с тем, что писателем был Андрей Платонов. Запомнились беседы с писателями: например, Юрий Арабов в такси из аэропорта шутил: «Ну, что, Лена, теперь на речку? Не в самом же деле вы меня везёте на фестиваль?». 

Два события я считаю важнейшими не только для меня, но и для города. Это творческая встреча с Мариам Петросян и поэтический вечер Линор Горалик. Очередь за автографом к Мариам выстроилась во дворе Арт-Коммуны метров на 30. Как будто ожили персонажи её романа «Дом, в котором…»: подростки с разноцветными волосами и забавными брелоками на рюкзаках. Ночью я получила личное письмо от Мариам с комплиментом о моей книжке — и внутренне ликовала, конечно. Что касается поэтики Линор, то она показалась сложной консервативным любителям «лирики Пушкина и Тютчева», однако я считаю большим упущением не знать и не понимать современного нам языка и искусства в целом.

«Крокодил-обманщик / Дидона и Эней», театр «Буфф дю Нор»
2016 год

Алексей Болох

Главный редактор Downtown.ru, сооснователь маркета «Синичка»

Мне особенно запомнился музыкальный спектакль «Крокодил-обманщик / Дидона и Эней» театра «Буфф дю Нор», который показывали в 2016 году. Это была постановка, в которой совершенно невозможно предположить, что будет дальше.

Удивился ли я? Да у меня мурашки по всему телу шли, я серьезно сидел с открытым ртом! Я бы хотел рассказать немного деталей, но это будут откровенные спойлеры. Я занес эту постановку в свой избранный список — «нельзя пересматривать».

«Музыка мира» в «Белом колодце»
2015 год

Ольга Фролова

PR-директор ТНТ-Губерния, TV Губерния

Это был 2015 год, «Белый колодец» и программа «Музыка мира». Там реально получилась очень красивая по музыке и энергетике история. Ясмин Хамдан и Эстер Рада пошаманили на 100%.

Я вообще очень люблю формат open air, когда тысячи людей на природе под красивую музыку обмениваются энергией с очень крутыми музыкантами. В тот день этот обмен случился.

«Новые оперные имена Америки»
2016 год

Александр Завиша

Графический дизайнер

В прошлом году мне удалось побывать в только открывшемся тогда Зеленом театре в Центральном парке. В программе были «Новые оперные имена Америки». Новый театр оказался прекрасным, поэтому билет можно было покупать на любое представление. Артисты, которые выступали в тот день, только усилили общее впечатление от вечера.

А когда с середины концерта пошел дождь, то все открыли зонты и никуда не разошлись. И в конце еще долго аплодировали музыкантам. И все это было под дождем, среди раскидистых деревьев и красивого света — как картинка из красивого кино.

«Три сестры», Театр «Красный факел»
2016 год

Софья Ярцева

Главный редактор журнала «Слова»

Очень сильное впечатление было от «Трех сестер» Кулябина. Я не люблю Чехова, он не резонирует со мной совершенно. Но я пошла с подругой за компанию и собиралась уйти после первого акта, но в итоге высидела все три. А спектакль шел четыре с половиной часа, и все это время я просто не могла оторваться.

Было не по себе: все, что я в Чехове не люблю, усилено многократно, и при этом затягивает невероятно, в какой-то момент начинаешь этот сюжет проживать сама.

«Неподвижные пассажиры», Компания Филиппа Жанти
2011 год

Ксения Камынина

Шеф-редактор Downtown.ru

Это был первый Платоновский фестиваль в 2011 году и спектакль Филиппа Жанти «Неподвижные пассажиры». Я тогда совсем ничего не знала о современном театре, поэтому это стало для меня личным открытием.

Сначала старалась что-то интерпретировать и пытаться понять, но потом голова отключилась, включились чувства — и это было удивительно. Как будто ты сидишь не в знакомом зале, а тебя вообще нет: есть только нарратив из образов и ситуаций, напоминающий красивый сюрреалистический сон, который утром ты не сможешь вспомнить. Но спектакль я помню до сих пор, хотя прошло уже 6 лет.

«Наадя» в парке «Алые паруса»
2015 год

Анастасия Алесковская

Редактор раздела «Красота» на Downtown.ru

Во время Платоновского я обычно все время чем-то занята, поэтому пропускаю половину событий, на которые хотела пойти. Но на концерт «Наади» в «Алых парусах» мне удалось попасть, и это было одно из самых ярких впечатлений того лета. Концерт закрывал фестиваль, он проходил вечером последнего дня в амфитеатре парка.

Солистка Надя Грицкевич в легком платье и свитшоте, синтезатор, обмотанный листьями, деревья и песни, которые я знала наизусть — мне было очень хорошо, тепло и спокойно. Людей было меньше, чем я ожидала, но помню, что некоторые хитрили, и подсматривали из-за ограждения. Надя по-доброму звала их к нам. А потом я пошла на вечеринку в «Коммуну» и больше ничего не помню.

Арт-центр «Коммуна»
2015-2016 годы

Андрей Еренков

«Директор форума Зодчество VRN»

Для меня очень важной остается история с «Коммуной». И даже не события, которые там бывают на Платоновском, а та связь и том дух, которые возникли в этом месте. Коммуна стала крутым арт-центром Платоновфеста после нашего «Зодчества VRN» в 2014 году — для меня это предмет гордости и свидетельство того, что мы в свое время все сделали правильно. 

А еще мне посчастливилось принять участие в марафоне-читке рассказов Платонова на самом первом фестивале. Мы читали по странице со сцены на Советской площади, и там еще был губернатор. И вот мне дают лист, а там в тексте я замечаю в прямой речи героя слово «трахнуть». Помню только, что оставшиеся минуты до выхода на сцену я напряженно думал, с какой интонацией мне надо сказать это слово. Получилось живенько.

А какие события Платоновского фестиваля запомнились вам? Пишите в комментариях.

Узнать больше о том, как развивался Платоновский фестиваль можно в нашем материале «От литературной премии до визитной карточки города. Как менялся Платоновский»

Титульная фотография: Игорь Матей

Фотографии: platonovfest.com, Виктор Дмитриев, Евгения Небольсина, Евгений Срибный, Карина Магомедова, Олег Харсеева, Дина Баринова, Владимир Луповской, Андрей Парфенов, Ольга Табацкая, Алина Полунчукова, Никита Пауков, Роман Остроухов, Кристина Бражникова, Афиша+

2549

Поделиться: