Экран вирутальной реальности Nettle Box 2 создали в Воронеже
Когда мы слышим слово «инновации», первым делом возникают ассоциации с пресловутой Силиконовой Долиной или как минимум Сколково. Однако инновации появляются и в нашем родном городе, и вполне успешно. О том, каково это — развивать инновационный бизнес, мы расспросили создателей экрана виртуальной реальности Nettle Box.
Экран виртуальной реальности Nettle Box можно без лишней скромности назвать уникальной разработкой для мирового рынка 3D-технологий. На рабочей поверхности проецируется объемная модель, просчитанная в зависимости от положения зрителя. Иными словами, картинка остаётся объёмной для любого угла зрения. Эффект достигается за счёт принципа head-tracking, т.е. слежения за положением головы зрителя. Эту задачу выполняют инфракрасные маркеры, расположенные по краям оправы 3D-очков.
Петр Севостьянов, технический директор компании Nettle:
— Формирование изображения в зависимости от точки положения пользователя — принцип не новый. Мы не изобрели новую методику. Просто нам удалось её реализовать и сделать продукт, который можно выпустить на рынок. Попыток реализации много, но это в основном прототипы. Много кто пробовал, у нас — получилось.
Пока воронежская инновация используется как презентационное и выставочное оборудование. Преимущества 3D-модели перед традиционными макетами и иными средствами презентации очевидны. Если говорить, к примеру, о 3D-модели транспортной развязки, то реальный макет с такой детализацией получился бы огромным. Здесь при вполне компактных размерах можно рассмотреть всё, что нужно, и к тому же добавить интерактив: пустить потоки машин, устроить смену дня и ночи.
«Основное направление компании — игровая индустрия»
Впрочем, ветвь выставочного оборудования для Nettle не является приоритетной. По словам разработчиков, основное направление компании — игровая индустрия. Nettle планирует разработать стационарную домашнюю игровую станцию, а также аттракционы с многопользовательской системой: голографические персонажи смогут повторять движения игроков.
Для разработки многопользовательского девайса потребуется создать быструю систему вывода изображения: 360 кадров в секунду. Каждый из трёх пользователей будет видеть свои 120 кадров: по 60 кадров на каждый глаз. Три человека — на данный момент потолок: «упаковать» в секунду более 360 кадров пока невозможно.
От идеи до продукта
Первые идеи о создании 3D-стола у Петра Севостьянова появились 7 лет назад, на втором курсе вуза. Однако приступить к их реализации удалось только в 2010 году.
Нынешние инноваторы пришли в бизнес высоких технологий с приличным багажом. У Петра была своя студия по по реалтаймовой 3D-визуализации для нужд архитектуры, у Андрея — студия разработки ПО. Поработав вместе над двумя заказными проектами, они решились воплотить свой собственный.
«О небольшой воронежской компании написали авторитетный интернет-портал о высоких технологиях СNEWS, всем известный «Хабрахабр» и Mail.Ru»
Первый прототип был заключен в деревянную раму и оснащён двумя камерами. Двух камер технически достаточно, чтобы отследить положение. Но в эксплуатации обычно одну из них закрывали руками, волосами, галстуком, и система «слепла». Две дополнительные камеры компенсируют возможные помехи, но новая конструкция требует очень точной калибровки. Решение одних проблем приводит к возникновению других.
Андрей Десятов, генеральный директор компании Nettle:
— Скажем, сейчас очки садятся за 5 часов, и это тоже проблема. Временное решение — мини-порт USB для зарядки. А в следующей версии мы планируем сделать специальный слот в раме стола. Очки там будут заряжаться индукционно.
Как раскрутить
Любая инновация для рынка — неведома зверушка. Главная проблема — в её продвижении: как убедить бизнес, что вот эта штука, которой вчера и в помине не было, крайне ему необходима? В случае с Nettle Box помог партизанский маркетинг: сделай так, чтобы о тебе с удовольствием рассказывали бесплатно. Компания сняла видео и выложила его на YouTube. Получился вирусный ролик: хоть и не студийный, но людям нравится. Сейчас он распространяется без участия авторов.
Распространился он до того, что о небольшой воронежской компании написали авторитетный интернет-портал о высоких технологиях СNEWS, всем известный «Хабрахабр» и Mail.ru. Встречаются посты на английском, французском и даже японском языке. Как рассказал Андрей, после размещения видео посыпался шквал звонков: клиенты хотят знать, что это и как это применить в их бизнесе. В последнее время пишут американские реселлеры, хотя никаких попыток продвигаться в США компания не предпринимала.
Среди клиентов Nettle пока в основном москвичи: парк аттракционов в Сокольниках, студия, проектирующая дорожную развязку в районе Домодедово, «Сбербанк» и даже военные. Между тем атака на американский рынок уже запланирована. В августе компания Nettle проанонсирует ещё одну разработку, которая должна покорить избалованный рынок США. Что это за новшество — пока большой секрет, однако Nettle в его успехе не сомневается.