Город

Брендинг. Практика: Десять городских идолов

6630
Автор:
Ксения Камынина
19 ноября 2000 17:00
6+
Брендинг. Практика: Десять городских идолов
От теории к практике. Downtown.ru изучил мнение ста местных жителей о Воронеже, чтобы попытаться найти идентичность города.

На прошлой неделе в рубрике «Брендинг» мы беседовали с Василием Дубейковским о том, что такое брендинг и нужен ли он нам. В интервью неоднократно звучала мысль о том, что самое важное при разработке бренда — это чувства и эмоции жителей, и только вовлечение горожан в процесс брендинга может обеспечить положительный результат.

Поэтому Downtown.ru решил изучить эмоциональное пространство горожан, чтобы узнать об их отношении к городу, а также посмотреть, какие реалии ассоциируются у людей с Воронежем, так как именно горожане являются носителями идентичности места и, сами того не подозревая, знают свой город лучше всех. Данный опрос — попытка понять, что люди думают о своём городе и почему.

Мы опросили сто человек: 50 мужчин и 50 женщин в возрасте от 20 до 30 лет. Каждый из опрошенных назвал 10 слов, которые ассоциируются у него с городом Воронежем, и объяснил, почему он выбрал именно эти реалии. В итоге мы получили 1000 единиц, которые распределились следующим образом:

Шорт-лист

5 место

Разброс мнений оказался довольно широким, поэтому мы решили объединить их в тематические группы. Если смотреть на 5 самых популярных, то последнюю позицию здесь занимают торговые центры, развлекательные заведения и кинотеатры, набравшие 6 %: «Воронеж, конечно, не Лас-Вегас и даже не Москва. У нас мало модных магазинов, да и интересные развлекательные места можно пересчитать по пальцам. Однако, лет 5 назад не было даже этого».

4 место

Далее идёт группа, связанная с образованием и учебными заведениями, которая составила 7,1 % от общего числа: «Я не знаю, почему упомянул эту сферу, на самом деле у нас в образовании дела обстоят довольно печально, как мне кажется, но студентов и вузов много, поэтому они и приходят в голову».

3 место

С отрывом в один процент следует группа «Дом, семья, работа», свидетельствующая о прямой связи людей с городом и отчасти желанием продолжать жизнь в Воронеже: «Конечно, первая ассоциация связана именно с родным домом, потому что я здесь родился, учился, живу и работаю сейчас. Уезжать не планирую, потому что, как мне кажется, здесь я могу сделать многое».

2 место

Немного больше — 8,6 %, к нашему удивлению, набрали природа и парки Воронежа, в которых жители видят огромный потенциал. К тому же после реконструкции «Алых парусов» вопрос о развитии парковой культуры в городе не теряет своей актуальности: «Было бы очень здорово, если бы навели порядок в уже имеющихся парках и построили новые. Ведь должно быть в городе что-то помимо торговых центров и ночных клубов. Во всех развитых странах уже давно делается упор на озеленение городского пространства и строительство парков, хотя потенциала для этого там куда меньше, чем у нас».

1 место

Первое место в рейтинге упоминаний заняла группа «Архитектура, улицы и памятники», набравшая 17,1 %, что не стало неожиданностью, так как в первую очередь люди сразу вспоминают городские достопримечательности: «Я бы не сказал, что эти улицы и памятники как-то символизируют Воронеж, такие есть в любом городе. Просто они окружают нас, мы видим их каждый день, поэтому я и вспомнила о них».

 

Архитектура и монументы

Если подробнее рассмотреть сектор «Архитектура, улицы и памятники», то можно увидеть такие результаты:

Явным лидером данной группы стал памятник Котёнку с улицы Лизюкова, упоминавшийся 48 раз. Такая популярность связана, скорее всего, с тем, что горожане считают данный памятник уникальным, так как ни в одном другом городе такого нет. Тут на лицо работа одноимённого мультфильма и восприимчивости человеческой психики. Мало кто задумывается о том, как связан Василий (так зовут котёнка) с городом, кроме места проживания.

Следом за ним идут памятники известным воронежским поэтам и писателям — Никитину, Кольцову, Платонову, Бунину. Жизнь и творчество этих людей неразрывно связаны с Воронежем, а имена мы помним ещё со школы, ими положено гордиться, поэтому они остаются популярными.

Равное количество упоминаний набрали Площадь Ленина и Адмиралтейская площадь — по 9,4 %, опередившие Петровский сквер (7,6%) и Проспекта Революции (5,8%). Эти улицы обречены на популярность, так как являются эпицентрами городских событий и местом развитой инфраструктуры.

 

 

 

Гендерное восприятие

Интересно было сравнить также мнение мужчин и женщин, так как, на первый взгляд, особых различий не было выявлено. Но, составив отдельные диаграмы, мы заметили несколько интересных моментов.

Во-первых, женщин волнует состояние дорог и проблема пробок куда больше, чем мужчин: 6,4 % против 1,4 %. Во-вторых, среди женской половины населения упоминание уюта и тепла как важных составляющих концепта «Воронеж» составляет 6 %, в то время, как лишь 1,8 % мужчин говорили об этом. Мужскую часть населения больше волнует отсутствие культуры и хамство, встречающиеся в городском пространстве — 4,8 %, а также история города (4,6 %), спорт (3,6 %) и девушки (3,2%). В отличие от женщин, гораздо меньшее количество мужчин считают Воронеж городом молодёжи — 1,6 % против 5,2 %. В целом у женщин облик города оказался более положительным, чем в восприятии мужчин.

 

 

Любопытными стали упоминания Дивногорья, воронежских конфет и никеля, которые не являются очевидными стереотипами, но уже поселились в головах горожан.

Горожане являются одновременно и носителями, и владельцами, и потребителями будущего бренда города. И чтобы бренд имел будущее, горожане должны принять его и поддержать.

Вывод

По большому счёту, данный опрос показывает частотность употребления стереотипов о городе, которые мы усваиваем с детства, которые постоянно окружают нас. Жители города тоже подчёркивают, что называли клише и набор привычных слов, которые кто-то когда-то употреблял по отношению к Воронежу, избавиться от которых, по их же мнению, очень сложно. В итоге мы оперируем образами города, которые давно не соответствуют действительности. Для выявления глубинной идентичности необходимы именно вдумчивые ответы большого количества горожан, которые являются одновременно и носителями, и владельцами, и потребителями будущего бренда города. И чтобы бренд имел будущее, горожане должны принять его и поддержать.

Каким хотят видеть родной город его жители? Может, городом, прославившимся Котёнком с улицы Лизюкова? Или городом мостов и хороших дорог? Зелёной столицей или литературным центром России? Городом семей или столицей молодёжи и развлечений? Или всё же стоит уйти от стереотипов и найти что-то совершенно новое? Идентичность у нас уже есть, нужно только выявить её и принять.

Поделиться: