И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намЗачем нам нужен арт-кластер? Вообще, это не только история про арт. Это история скорее про территорию адекватную современности. Территорию будущего. Не космического, но следующего поколения.
Сделать арт-кластер или быть причастным к нему — это поработать над тем, что будет важным, необходимым и интересным больше для следующих. И это утверждение задаёт новый вопрос о том, кто сможет это понимать. Можно думать, что те, кто воспитан другой эпохой, не сильно смогут разобраться, а те, кто будет этим пользоваться после нас, ещё слишком малы. Но если уж заварили кашу, не стоит ждать, пока она остынет.
Хочется верить, что в этой истории всё получится, как в примерной семье. Сначала посмотреть, как всё устроено, потом поговорить с семейным врачом, набросать план лет так на 15, договориться о правильных ценностях с партнёром (ведь у каждого они свои), спланировать бюджет. И только после этого стоит приступать к постели. И ещё не ясно, правильно ли это.
Существующий опыт арт-кластеров важно понять изнутри не просто картинкой, здесь больше про метафизику, философию и идею, как это сделано, зачем и почему именно так. Больше вопросов. Ведь для всех нас механика арт-кластеров псевдоизвестна по статьям и красивым картинкам, историям архитекторов и прогулкам посетителя выставок.
И вот для понимания несколько точечных примеров того, что происходит в Москве. Коллаборацию могут организовать стороние люди, и из этого получается что-то хорошее, как сделала «Стрелка», когда в Калуге объединила женщин, которые вышивают в стиле 15 века, с модными дизайнерами. Или как мастерская фарфора на «Красном октябре» делает уже давно не классику. Аренда переделанного цеха на старом заводе дороже аренды в новом здании, и редакцию Seasons и других это устраивает. А арендодатели держатся за них вовсе не из-за денег, а именно из-за того, что они такие. Что телеканал «Дождь» не единственный, который сам закроется, если его попросят поменяться. Что двор может быть не только парковкой, но и площадкой для детского сада или фестиваля, как на «Флаконе». А крыша на Art Play не только местом для курения, а ещё и площадкой для вечеринок или ледового катка. Что ждать — это плохо, и именно поэтому на фабрике Станиславского так много лифтов, которые приезжают в течение 30 секунд даже в час пик. А на «Винзаводе» несколько лет не сдавали центральное помещение, потому что его с самого начала запланировали как образовательную детскую площадку и искали хорошего арендатора. Что последние ряды в «Гоголь-центре» — это не стулья, а большие ступеньки, и это самые популярные места среди людей с достатком. И что пространства бывают очень странными, но у них есть свой смысл.
Аренда переделанного цеха на старом заводе дороже аренды в новом здании, и редакцию Seasons и других это устраивает. А арендодатели держатся за них вовсе не из-за денег, а именно из-за того, что они такие.
Итог всего этого — мы мало знаем про арт-кластеры. Но мы во всём этом способны разбираться. И понимание одного механизма способно запустить другой. Здесь главное менять фокусы, чтобы потом соединить это в полную обзорную штуку.
Следующую встречу обсуждений будущего арт-кластера сделали открытой. На неё может прийти каждый, кому хоть мало-мальски это интересно. И вопрос, кто этим всем будет заниматься, не то, что открыт, он ещё даже не поставлен. Остаётся только ждать 3 апреля, чтобы увидеть, кто придёт и скажет, что ему не всё равно.