И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намИнститут медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» совместно с городскими интернет-газетами продолжает серию публикаций «Городской конструктор». Главная идея — поделиться знаниями и опытом с людьми, которые любят свой город и хотят менять его к лучшему. Третья серия материалов посвящена публичным пространствам, их трансформации в постсоветский период и их роли в сегодняшней городской жизни.
Огромные общественные территории, созданные еще в советское время, сейчас не используются по назначению, но при этом именно они могут стать основой для формирования городских сообществ. Какими были публичные пространства раньше, какими они могут стать и как это повлияет на горожан, обсуждали за круглым столом на «Стрелке». «Городской конструктор» выбрал 7 самых важных тезисов.
Понятие общественного пространства появилось благодаря разделению личного и публичного, которое произошло еще в греческой культуре. Но с тех пор многое изменилось, и граница между ними сильно размылась. Например, в Одессе стоят полупрозрачные телефонные будки. В большинстве из них уже нет телефонов, поэтому их никто не использует по назначению. Но теперь будки стали своеобразными приватными зонами: в них назначают встречи, общаются, останавливаются выкурить сигарету, пережидают дождь, развешивают объявления. И оказывается, что будка даже без телефона может быть функциональной. Превращается ли она в личное пространство? Нет, потому что ее стенки часто прозрачные. Превращается ли в общественное? Неизвестно. Сейчас вообще сложно сказать точно, что личное, а что общественное.
В России понятие «общество» и «пространство» похожи на разведенных супругов. И как всякая подобная пара, они кричат друг на друга, дерутся и ссорятся. Очень важно, чтобы общественное стало для каждого из нас личным. У людей должно появиться желание коммуницировать на общей территории или хотя бы просто находиться на ней, они должны сами добровольно проявлять инициативу. Иначе это не общественное пространство, а просто участок пути из одного пункта в другой.
Концепции общественных пространств зависят не столько от настоящего, сколько от будущего. Поэтому в городской администрации должны иметь в виду то, что происходит сейчас, и одновременно продумывать все на пятьдесят лет вперед. А в России обычно никто не знает, что нас ждет дальше. Обществу надо определиться, каким оно хочет стать и какое будущее видит для себя. И уже от этого будет зависеть, какие у нас будут публичные пространства.
Стекло — это важнейший признак современной архитектуры. Оно не защищает от опасности, но дает возможность увидеть ее. Раньше символом надежности были крепости с массивными непробиваемыми стенами. А сегодня людей защищают не ограждения, а службы охраны. Поэтому стало так важно не спрятаться за стеной, а заметить угрозу как можно раньше и сообщить о ней. Интересно, что принцип прозрачности внедряется и в работу самих служб: их деятельность должна быть открытой и понятной.
Путь к общественному пространству надо начинать с самого приватного и интимного: со спальни, с рабочего стола. Надо искать не универсальные решения, подходящие сразу для всех жителей большого города, а наоборот, как можно внимательнее всмотреться в свое личное пространство, понять, в чем его уникальность. И затем, сохраняя эту уникальность, постепенно расширяться, двигаться от маленьких форм к большим.
В России действительно большие проблемы с безопасностью, но при этом у нас слишком много служб и сервисов охраны, которые не дают нормально развиваться культуре свободы. За границей часто можно увидеть таблички с надписью: «Пожалуйста, ходите по газонам». В России такого нет. В центральном здании МГУ восемь дверей, но при этом открыта только одна. Из-за этого на вход постоянно выстраивается очереди из студентов и преподавателей. И так в любом городе. Все завязано на безопасности, охране и защите, но, как ни парадоксально, это создает атмосферу тревоги, ощущение того, что в городе непредсказуемая ситуация.
Есть исследование, посвященное пространству в творчестве Толстого и Достоевского. У Толстого оно статично, он чаще всего описывает события, происходящие в замкнутом пространстве. А у Достоевского действие развивается в коридорах или на перекрестках, поэтому пространство получается динамичным, в нем есть энергия. Я считаю, что мы должны двигаться от Толстого к Достоевскому. Сейчас нашим общественным пространствам не хватает энергии. Но, наверное, на то, чтобы это как-то изменилось, понадобится больше времени.
Горожане знают свои районы как никто другой, и именно они лучше всего представляют, как можно улучшить общественные пространства. В рамках проекта «Чего хочет Москва», проведенного институтом «Стрелка» и Московским урбанистическим форумом, все желающие предлагали свои идеи по улучшению города, а архитекторы и дизайнеры придумывали для этих идей возможные решения. Недавно вышла книга — атлас идей, в которой собраны все материалы. «Городской конструктор» выбрал три универсальных проекта, которые смогут сделать общественное пространство любого города удобнее и красивее. |
Идея: «Было бы здорово, если город взял за традицию наполнять каждый район определенным количеством арт-объектов. Улицы без искусства — это грустно».
Решение: «Пни Пальцепёки — оригинальная уличная батарея, которая одновременно является и арт-объектом, и полезным приспособлением. Если засунуть руки в дупло, то включится поток теплого воздуха, которым можно согреть замерзшие пальцы. А еще здесь можно подзарядить смартфон, назначить место встречи или послушать музыку.
Идея: «Было бы здорово, если бы увеличилось количество лежаков, пуфиков и лавочек».
Решение: «Городские гамаки с навесом из арок. Они располагают к отдыху и общению, а самое главное, что они окажутся к месту в любом городе».
Идея: «Было бы здорово, если организовали фермерские, рождественские или пасхальные ярмарки с красивыми павильонами».
Решение: «Тематические рынки в спальных районах. В каждом можно проводить свой формат рынка (цветочные, велосипедные, радио, блошиные), ради которого будут приезжать люди из других концов города. Это поможет сделать популярным каждый конкретный район».
Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»