Город

Городской конструктор: Стройся. 5 принципов разумной архитектуры

Городской конструктор: Стройся. 5 принципов разумной архитектуры
Как избежать ошибок и построить удобный город.

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» совместно с городскими интернет-газетами продолжает серию публикаций «Городской конструктор». Главная идея — поделиться знаниями и опытом с людьми, которые любят свой город и хотят менять его к лучшему.

В истории мировой архитектуры было несколько примеров того, как появление одного нового здания кардинально меняло жизнь всего города. Самые успешные примеры — это музей Гуггенхайма в испанском городе Бильбао и филиал Лувра в небольшом французском Лансе. Необычная архитектура этих двух музеев изменила облик города, повлияла на приток туристов, инвестиций и рост экономики. Многие города пытались добиться такого же результата, сооружая экстравагантные общественные здания, но большинство подражателей не достигли заметного успеха. На лекции в институте «Стрелка» архитектор Брюс Кувабара рассказал о главных принципах разумного строительства и о том, как они помогают создавать здания, меняющие жизнь городов.

 

Добиваться гармонии в архитектурной композиции

Эта семья на фотографии похожа на модель города. Люди, высокие и низкие, молодые и старые — это здания, а стол — публичное пространство. Нам нужно добиться такого же баланса и в городской архитектуре. В качестве примера можно взять Канадскую национальную школу балета.

Она расположена в старинном здании викторианской эпохи.  Мы спроектировали прилегающее к нему стеклянное помещение, в котором размещены танцевальные классы, квартиры и торговые залы. То есть это один из хороших примеров здания-гибрида.  Но есть еще одна важная функция стеклянного здания — оно служит связующим звеном между старинным зданием балетной школы и высотками на заднем плане и формирует гармоничную картину, как на той семейной фотографии.


Интегрировать здания в транспортную систему

Еще один наш проект — главная улица Монреаля, на которой расположены сразу три учебных корпуса: школа искусств, бизнес-школа и здание инженерного факультета. Мы хотели интегрировать академическое здание в транспортную сеть, поэтому объединили автобусы с метро и спроектировали пространство так, чтобы транспорт шел прямо внутри университета. Один из выходов в метро находился прямо в учебном корпусе. Такая планировка помогает людям становиться ближе, и не только потому что они могут быстро добраться друг до друга, но и потому что все учебные корпусы воспринимаются как одно общее пространство.


Учитывать важность общественного пространства

Несмотря на популярность социальных сетей, различные опросы показывают, что люди по-прежнему больше всего ценят живое общение. Поэтому архитектор должен думать не только о красоте зданий, но и о том, как его проекты помогут наладить коммуникацию между горожанами.

Хороший пример — канадский город Вон. Его главная проблема была точно такой же как у большинства маленьких городов Северной Америки: плохо работающая транспортная система и невысокая плотность населения. В результате коммуникация между людьми была не налажена. Центром, объединяющим жителей города, мог стать Сити Холл, но здание было в ужасном состоянии. Мы считали, что важно было не только отремонтировать его внутри и снаружи, но и реорганизовать пространство вокруг него. Одно из самых важных решений — убрать парковку под землю. В результате на ее месте получилось довольно большое общественное пространство. Люди приезжали в Сити Холл, ставили машину на подземную парковку и шли до здания пешком. Это позволило полностью изменить отношение к пространству.

И еще одна важная вещь — мы предполагали, что Сити Холл станет примером для всего города, поэтому уделяли внимание материалам (они должны были быть экологически безопасными) и особенностям дизайна. Например, у помещения, которое занимала городская администрация, мы сделали прозрачные стены, потому что ее работа должна быть открытой и понятной для всех жителей.

 

Проектировать здания-гибриды

Здания-гибриды — это помещения, в которых совмещается частное и публичное пространство. Это не просто красивый архитектурный объект, это также возможность объединить людей разных возрастов и разных профессий. Мы занимались проектом одного здания-гибрида в Торонто. Первые несколько этажей в нем были отведены под публичное пространство: рестораны, кафе, офисы и кинотеатры, в которых проходит фестиваль кино. Вторая половина — высокая жилая башня. Внутри здания есть просторный атриум — общественное пространство для жителей дома, офисных сотрудников и тех, кто приехал сюда отдохнуть. А на первом этаже расположено кафе, у которого некоторые столики стоят на улице, так что здание оказывается связующим звеном еще и между посетителями и прохожими.

 

Адаптировать старинные здания

Одно из наших проектов — реконструкция Канадского музея природы, построенного в 1910 году. Изначально у этого здания должна была быть башня, но почва под ней стала проседать и от этой идеи пришлось отказаться. Спустя сто лет мы решили, что башню все-таки надо построить, но сделать ее из стекла. Благодаря полностью прозрачным стенам посетители лучше видят и структуру самого здания, и экспозицию музея. Именно так и должны восприниматься старинные здания — не как музейный экспонат, а как что-то, понятное и доступное. Еще одна важная деталь проекта —  широкие лестницы, на которых можно собираться компанией и при этом не мешать тем, кто поднимается наверх. Они стали своеобразным общественным пространством внутри музея.

Посмотреть полную версию лекции архитектора Брюса Кувабара можно здесь.

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»
Фотографии: Thomas Struth, Maris-Mezulis, Greg-Wass, Gerry-Kopelow, Bryan-Hughes, Tom-Arban

Поделиться: