Гиды

Галерея на кухне и выставка в самолёте: музеи будущего

Галерея на кухне и выставка в самолёте: музеи будущего
Какие три вещи смогут изменить современные музеи.

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» совместно с городскими интернет-газетами продолжает серию публикаций «Городской конструктор». Главная идея — поделиться знаниями и опытом с людьми, которые любят свой город и хотят менять его и свою жизнь к лучшему. Сегодня рассказываем о том, как искусство может выйти за рамки привычных галерей.

Музей одна из самых консервативных институций, но даже ей рано или поздно придётся кардинально измениться. С одной стороны, она должна стать доступнее для посетителей, а с другой,  помочь художникам воплощать их самые смелые идеи. Швейцарский куратор и самый влиятельный человек в мире искусства Ханс-Ульрих Обрист прочитал в Институте «Стрелка» лекцию о том, чего не хватает современному музею и какие три вещи смогут изменить его навсегда. 


Музей должен выйти за пределы зданий

Lorenzo Belenguer  / Flickr.com

Искусство не может вечно оставаться запертым в четырёх стенах галереи, оно должно всё чаще выходить за их пределы и всё больше взаимодействовать с городским пространством. Сам Обрист часто устраивает выставки в самых неожиданных местах. Например, свою собственную кухню он превратил в галерею, еду и посуду в предметы искусства, а холодильник в элемент выставочного пространства. Также он устраивал выставки в салонах рейсовых самолётов, в квартирах и даже в монастырской библиотеке.

Такие эксперименты помогают решить сразу несколько проблем. Во-первых, традиционные галереи часто сосредоточены на определённых форматах и проводят только те выставки, которые в эти форматы вписываются. В то время как у любого художника есть нестандартные идеи, и он не может реализовать их просто потому, что для этого не нашлось подходящего места.

Во-вторых, впечатления у зрителя, который пришёл, например, на кухню к художнику, будут совершенно не такими, как если бы он увидел те же экспонаты в галерее.

И, наконец, в-третьих, постепенно меняется сама задача музея теперь она заключается ещё и в том, чтобы сделать искусство ближе зрителям, интегрировав его в их повседневную жизнь.


Музей должен предоставлять художнику не только место, но и время

Joan Jonas / (c) Museum in Progress

Один из проектов Обриста называется Il Tempo del Postino. Его отличие от традиционной выставки было в том, что художникам давалось не пространство в галерее, а пятнадцать минут времени перед зрителями, за которые они должны были придумать новое произведение искусства. Каждое такое произведение было своеобразным «письмом», которое художник отправлял аудитории (Il Tempo del Postino переводится с итальянского как «Время почтальона»).

Проекты получились совершенно разными: одни читали манифесты, другие устраивали музыкальные или театральные шоу. А датский художник Олафур Элиассон поставил перед зрителями огромное зеркало, так, чтобы они видели в нём своё отражение. Одновременно с этим оркестр повторял все звуки, которые раздавались в зале: покашливания или шарканье ног. Таким образом экспонатами оказались сами зрители. Цель таких проектов не только помочь искусству развиваться, но также установить контакт между зрителем и художником, сделать их ближе друг к другу.

 

Музей должен объединять разные виды искусства

Балет Дягилева. Ballets Russes with Apollo_musagète. Dancers are Alexandrova Danilova and Serge Lifar — Apollon Musagetes 1928 / ru.wikipedia.org

Музеи, посвящённые только одному направлению, со временем останутся в прошлом, а экспозиция станет местом, где будут представлены самые разные виды искусств. В качестве примера Обрист привёл Сергея Дягилева, который ещё в начале XX века изобрёл мультимедийную среду, объединяющую танец, музыку, живопись и архитектуру. Собирая свою знаменитую балетную труппу, он искал не только великих танцовщиков и хореографов, но и известных художников — таких, как Пикассо и Маттисса, которые работали над декорациями. Таким образом антреприза Дягилева оказала огромное влияние на искусство в целом и стала грандиозной площадкой для обмена творческими идеями.

Посмотреть лекцию полностью можно здесь.

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»
Титульная фотография: David Shammablue / Flickr.com

2185

Поделиться: