Город

Как это работает: Мэппинг и 3D-анимация на фасадах зданий Воронежа

4952
Автор:
Oleg Trokov
30 июля 2000 07:01
6+
Как это работает: Мэппинг и 3D-анимация на фасадах зданий Воронежа
Основатель медиа-студии Ganesh Lab Дмитрий Ходневич о месяцах подготовки ради 5 минут, которые больше не повторятся.

В последнее время в городе всё чаще можно наблюдать такую разновидность мультимедийного искусства, как мэппинг. Downtown уже рассказывал о 3D-анимации на фасаде Мариинской гимназии и перформансах в рамках фестиваля «Открыто!». А месяц назад голландские художницы Оля Ганжа и Маша Ру из коллектива Xmas95 провели воркшоп по видео-мэппингу в ВЦСИ.

Мы решили исследовать это направление современного искусства и отправились в студию Ganesh Lab. Её основатель, Дмитрий Ходневич, рассказал Downtown о своих проектах и показал, как и где создаётся 3D-мэппинг.

Дмитрий Ходневич

Сооснователь медиа-студии Ganesh Lab


— Расскажи, что такое мэппинг, и где он применяется?

Мэппинг — это технология проецирования изображения на поверхности различных форм с учётом их рельефа. Самое известное применение мэппинга, конечно, городские праздники, когда выбирается значимый архитектурный объект и на него проецируется какая-то история со специальным саундтреком. При этом учитываются все барельефы, бордюры, арки, выступы и впадины на фасаде. Месяцы подготовки, ставятся проекторы, звук. Потом показывают ролик, который длится 5 минут, и всё. Он больше нигде и никогда не повторится. Уникальная вещь. Несколько лет назад подобное делали москвичи Russian Visual Artists в Воронеже на День города на здании Никитинской библиотеки. На тот момент у нас не было ни проекторов, ни людей, которые этим занимаются. Сейчас по всему миру проходят целые фестивали света, на которых разные команды демонстрируют свои перформансы. Это уже как искусство.

— Наверняка есть ещё и коммерческое использование?

Конечно. Это может быть открытие какого-то нового здания или торгового центра, когда мэппинг проецируется на фасад. Можно делать это на автомобиль или на бутылку. Ещё мне очень нравится такой интерьерный приём, когда в абсолютно белой комнате ставят белые кресла, диваны, рамки картин, и на это всё проецируется изображение. Если использовать какие-то яркие цвета, то получается очень красиво. Крутость мэппинга в том, что он вызывает wow-эффект, оказывает очень серьёзное воздействие на потребителя.

— И когда ты этим заинтересовался?

Года 4 назад. Я случайно увидел ролик французской команды AntiVJ. Они делали мэппинг на огромное здание в Корее. Там была просто грандиозная графика и саундтрек. Я восторгался и не понимал, как такое вообще возможно? Всё это было очень далеко от меня. На тот момент я не имел никакого отношения к графике, видео и дизайну. Меня в первую очередь интересовала музыка.

Месяцы подготовки, ставятся проекторы, звук. Потом показывают ролик, который длится 5 минут, и всё. Он больше нигде и никогда не повторится.

Но 2 года назад я вдруг осознал, что все выступления электронщиков сопровождаются видеорядом, будь то мэппинг или просто проекция изображения на стену. Мне была нужна эта графика. С тех пор и началось изучение этого трудного, но интересного процесса.

— Что вы успели сделать за это время?

Наш самый главный проект — это «Цветок жизни» — инсталляция, в которой мы использовали генеративную графику. Для этого проекта в течение двух месяцев я с другом специально писал программу. В этом случае мы не работали с подготовленным видео, графика возникала в настоящем времени и изменялась в зависимости от музыки и от манипуляций с контроллером.

Ещё вместе с нашей подругой хореографом Натальей Слободчиковой мы работали над «Библиотекой желаний» — танцевальной зарисовкой, в которой используется технология motion capture (захват движения) и кинект — камера, позволяющая считывать движения человека, от которых и зависит графика.

И, наверное, самый известный на данный момент проект — это мэппинг на фасаде Мариинской гимназии на фестивале «Открыто!».

— Давай на последнем примере рассмотрим процесс создания. Сколько времени и человек потребовалось для реализации этого проекта?

На фасад у нас ушёл месяц. Начинается всё, конечно же, с идеи. В данном случае, это был скорее рекламный мэппинг, в котором помимо видеоэффектов присутствовала информация о фестивале. Затем мы определились с местом и отправились примерять проекторы. Можно рассчитать математически на листке бумаги, но мы решили сделать вживую. Всем этим занимается инженер. Он также должен непосредственно «натянуть» изображение на фасад, определить, какой мощности потребуется оборудование и под каким углом ставить проекторы. В нашей команде за это отвечаю я.

Мы выяснили, что нам потребуется 2 проектора, и сделали маску (фотографию фасада), по которой затем рисовалась графика. Это самая ресурсоёмкая часть проекта, которой обычно занимаются моушн-дизайнеры. На неё ушло несколько недель. Я работаю с Антоном Шевченко, который полностью нарисовал ролик для Мариинки. Вместе с ним мы также всегда делаем саундтреки к перформансам. Но поскольку мэппинг на здании демонстрировался поздним вечером, в этот раз обошлись без музыки.

Когда «сырая» версия была готова, мы отправились на согласование с Эдуардом Бояковым. Затем протестировали ролик на фасаде, настроили проекторы, чтобы изображение не расходилось, и ушли исправлять ошибки и доделывать графику. Потом мы установили леса, поставили проекторы и 12 июня начали «светить». Для демонстрации теоретически достаточно одного человека. Если всё настроено верно, то нужно просто запустить ролик и следить за ним.

— Как ты всё это делаешь? Какое оборудование и программы используешь в работе?

В первую очередь нужен видеосервер. Это может быть обычный ноутбук или суперпроизводительный компьютер с мощным процессором и четырьмя и более видеокартами. Я использую MacBook Pro Retina последней линейки, которого хватает, чтобы подключить 3 проектора за раз.

Второе — это проектор. У нас Epson мощностью 5000 люмен. Он позволяет делать мэппинг в клубе, либо на экран шириной до 11 метров. Для гимназии мы использовали его, но ещё был Sanio мощностью 12000 люмен. Нам пришлось подгонять их друг под друга. Чем больше площадь поверхности, тем мощнее должен быть проектор. Лучше использовать одинаковые, тогда получается сращивать изображения идеально, без зазоров.

Что касается программного обеспечения, то на компьютере должен быть установлен MadMapper — программа, которая «натягивает» изображение на поверхность, чтобы все линии и грани точно совпали. Ещё можно использовать такие виджейские программы как VDMX и Modul8. Они позволяют загружать в себя видеоролики, фотографии и микшировать их; получать реальное видео с камер, тут же накладывать на него эффекты и выводить далее на проектор. Графика чаще всего создаётся в Adobe After Effects. Там есть все средства, чтобы нарисовать анимационный ролик.

В танцевальной зарисовке «Библиотека желаний» мы использовали технологию motion capture и кинект — камеру, позволяющую считывать движения человека, от которых зависит графика.

Этими программами я управляю с помощью контроллеров легендарной фирмы AKAI — ведущего производителя музыкального оборудования. Каждая кнопка, каждый фэйдер и «крутилка» позволяют изменять какой-то параметр. Я обычно программирую на самые значимые и легкочитаемые. Ты немного крутишь ручку, а при этом происходят довольно сильные изменения на экране. Без такого оборудования практически нереально быстро делать что-то динамичное и интересное.

— Какие у вас дальнейшие планы?

В данный момент мы работаем над следующей хореографической постановкой с использованием кинекта. Также делаем проект со скульптором, в котором будем проецировать графику не на ровную поверхность, а на специально созданную фигуру. И, конечно, хочется реализовать проект на День города: большую историю с музыкой на фасаде какого-нибудь здания. Это будет как раз тот случай, когда проект готовится несколько месяцев и демонстрируется один раз 5 минут. Мы уже начали работать над ним. Надеюсь, что городские власти это поддержат, и у нас получится сделать отличный подарок воронежцам.

Фото: Алексей Ликутов

Поделиться: