И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намИнститут медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» совместно с городскими интернет-газетами продолжает серию публикаций «Городской конструктор». Главная идея — поделиться знаниями и опытом с людьми, которые любят свой город и хотят менять его и свою жизнь к лучшему.
Для того, чтобы бизнес приносил прибыль, предпринимателям нужно заниматься финансовым планированием. Оно помогает правильно распределить деньги между разными статьями расходов, эффективнее работать и больше зарабатывать.
«Городской конструктор» публикует отрывок из курса школы Vector «Финансовая грамотность для предпринимателей», в котором эксперт Маргарита Зобнина, руководитель департамента исследований акселератора Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), доцент Высшей школы экономики, а также автор курса «Интернет-предпринимательство», рассказывает о нескольких важных шагах финансового планирования.
Нужно понимать, как выглядит ваш операционный цикл: сколько времени занимает каждый этап (закупка, производство и так далее), когда вы платите деньги своим партнерам и когда получаете деньги от своих клиентов. Чтобы это понять, нарисуйте схему: проведите линию и обозначьте начало и конец. Начало — закупка товаров, конец — получение денег от покупателя. Операционных циклов может быть несколько. Например, столярная мастерская делает мебель на заказ и параллельно — стандартные предметы. Изготовление вещей на заказ занимает несколько месяцев, а стандартной мебели — неделю.
Оборотные средства — деньги, которые вы тратите, чтобы произвести и продать продукт или услугу, которые вернутся к вам вместе с прибылью. Как посчитать оборотные средства? Например, вы собираетесь производить дизайнерские табуретки и продавать их через ярмарки и магазины. Чтобы произвести первую партию, вам нужен месяц и 100 тысяч рублей, а продать ее вы хотите за 300 тысяч. Учитывайте то, что даже если вы продадите все в течение следующего месяца, деньги вернутся еще через месяц. Поэтому, чтобы бизнес два месяца не простаивал, так как у вас не будет денег на материалы, нужно найти еще 200 тысяч рублей. Их хватит, чтобы производство работало два месяца, пока не вернутся деньги.
Определите, сколько хотите продать товаров или услуг и заработать в течение следующих 12 месяцев. Можете исходить из собственного опыта продаж. Или посоветоваться с партнерами, в каких объемах продаются похожие продукты. Вы также можете ориентироваться на своих конкурентов. При этом обязательно пользуйтесь своим операционным циклом, чтобы понимать, когда к вам фактически приходят деньги.
Сначала распишите постоянные расходы: аренда, зарплаты и другое. Потом разложите свои переменные расходы — на материалы, производство и рекламу. Их легко посчитать, так как можно отталкиваться от уже составленного плана продаж. Следующий шаг: подумайте о возможных крупных расходах в течение года — например, покупка оборудования или дополнительный ремонт — и распишите их по разным месяцам, чтобы распределить нагрузку. Сверяйтесь с операционным циклом, будут ли отсрочки по платежам или, наоборот, не запланированы ли большие предоплаты.
Сезонность — это периодические изменения спроса в зависимости от разных факторов: времени года, праздников, выходных и так далее. Почти в каждом бизнесе есть сезонность. Например, летом продажи лекарств падают, потому что люди реже болеют, а бары делают большую часть недельной выручки за пятницу и субботу. Когда вы только начинаете, сложно судить, какая сезонность будет в бизнесе. Вы можете провести исследование: поговорите с владельцами похожих бизнесов, почитайте их интервью. Сезонность можно предугадать. Воспользуйтесь сервисами «Яндекс.Подбор слов» и Google Trends, чтобы получить представление о сезонности в вашей отрасли. В «Яндекс.Подборе слов» вбейте ключевую фразу, например, «доставка пиццы», и отметьте галочкой «история запросов». Вы увидите, в какие месяцы пользователи чаще хотят заказать пиццу. В Google Trends не забудьте использовать фильтр по странам и выбрать Россию.
Помните, что вам нужно подготовиться не только к периодам падения спроса, но и к высокому сезону, когда нужно приобрести сырье про запас или докупить оборудование. Например, если вы делаете домашнее мороженое, на летний сезон вам нужно предварительно договориться с несколькими поставщиками о дополнительных поставках молока. Почему с несколькими? С одним выше риски: если он скажет «я повышаю цены на 50%», у вас не будет выбора.