И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намЕвгений Игуменов — концептуалист, один из лидеров арт-группы «Незаметное ЛеГо-Го», которой на сегодняшний день было снято два полновесных арт-фильма и организовано несколько крупных перформансов. Постоянно занимаясь саморазвитием, Евгений пытается наполнить содержанием форму и донести до зрителя глубинный смысл, который зачастую ускользает от поверхностного восприятия. Downtown.ru поговорил с Евгением об арт-пространствах, целостности арт-хауса и свободных выставках в парках города.
Несколько лет назад мы вместе с концептуальным художником Егором Астапченко и философом Ильёй Старостиным сняли фильм «Фильтр». Наш дебют получил такое имя, потому что мы хотели показать человека, принимающего жизнь через определенное количество фильтров. Фильм соткан из множества концепций; главное, что мы сделали в рамках этого проекта — это рождение образа и желание его концептуализировать. Лента состоит из множества эмоционально наполненных кусков. Многие говорили, что фильм не имеет целостности, и, по большому счёту, это так. Каждая сцена фильма — состояния сознания человека: играющего, который играет на инструменте в одиночестве, и впоследствии его игра превращается в агрессию; говорящего — философа, образованного человека, каких много, для которого собственная речь важнее всего остального; и ищущего — человека, пытающегося найти новую модель мира. В конце концов все эти люди стоят перед камерой в замешательстве. Им всего лишь нужно было найти очередную маску и носить её, пока она не разочарует.
Наш второй фильм. Название связано с утратой важных ранее ценностей, в частности, там был образ женщины с коляской как символ чего-то важного и для многих трепетного, или разрезанная на полоски героиня глянцевого журнала. Главный герой постоянно против чего-то протестует, и в конце произносит: «Я хочу собрать другой конструктор завтра». Смысл в том, что жизненная модель в образе конструктора не меняется долгое время, и хочется её обновить; герой отрекается от неё, но пока не знает, чем её можно заменить, и откладывает решение.
Все наши фильмы отражают конфликт — ситуацию, когда нет возможности достичь гармонии.
Все наши перформансы были связаны с пространством — мы пытались наполнить его концепцией. Самой первой выставкой было «Сложение единиц» — мы сделали куб в парке «Динамо», на гранях которого были расположены работы. Некоторые из них можно было даже пить! На фоне раздавался звук ненастроенного радио, а одним из участников был робот, который превращался в человека.
Самым впечатляющим перформансом была «Окраска оранжевым» — мы заставляли людей на набережной красить большие куски картона в оранжевый цвет под музыку народного хора белгородских бабушек. Смыслом этого действа было противопоставить оранжевому — цвету бизнеса и стимула к покупкам — глубину русской культуры. Противовесом визуального образа был аудиальный.
Я не могу браться оценивать то, что не понимаю или просто не желаю понимать. Я за своевременное искусство, ведь первоочерёдная функция искусства, как я себе это представляю, выводит человека на качественно новый уровень сознания. Всё, что я видел в Воронеже в рамках «современного искусства» не вдохновляет меня на революцию сознания. У нас много талантливых художников, но их творчество было бы более сильным, если бы они отстранились от того, что уже есть, и стали делать то, чего мало или вообще свет белый не видел. Не могу оценить их уровень, ведь он рассматривается относительно других уровней, о которых мне неизвестно. Хотя всегда можно лучше.
«Всё, что я видел в Воронеже в рамках «современного искусства» не вдохновляет меня на революцию сознания».
У меня есть один принцип, доминирующий над всеми остальными, — это принцип свежести: когда в тебе что-то рождается, нужно постараться как можно скорее это выразить. Нужно творить по вдохновению, но ко всем оно приходит разными способами.
Я могу согласиться с Евгением Мещеряковым в том, что искусство напоминает игру. Но интеллект в данном случае — это проводник, а не инициатор.
Если ты взаимодействуешь с другим человеком в рамках какого-либо проекта, то ты вдохновляешь другого так же, как он тебя; за счет этого происходит творческое развитие. Когда я работаю один, то чаще всего включается метод «потока».
По большому счету, я считаю, что у подобного творчества нет начала. И скорее всего нет и конца.