И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намИнститут медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» совместо с городскими интернет-газетами продолжает серию публикаций «Городской конструктор». Главная идея — поделиться знаниями и опытом с людьми, которые любят свой город и хотят менять его к лучшему. Вторая серия материалов посвящена еде как инструменту, позволяющему лучше понять прошлое, определить проблемные места настоящего и скорректировать будущее.
Оторванность горожан от источников еды объясняет их безразличное отношение к продуктам. Ни состав, ни происхождение пищи не имеют значения, когда человек не видит ферм и огородов и не знает, как они функционируют. О том, как повернуть этот процесс вспять, говорили на конференции «Еда в городе» в институте «Стрелка». «Городской конструктор» выбрал несколько идей экспертов, которые могут изменить отношение к еде и к своему городу.
![]() |
|
Один из важнейших факторов, влияющих на гастрономический облика города — создание рынков. Мэрия Барселоны успешно вложила 100 миллионов евро за 4 года в реконструкцию 43 рынков и не промахнулась, ведь теперь годовой оборот составляет 1 миллиард евро, число посетителей перевалило за 65 миллионов в год, притом, что население Барселоны — 1,6 миллиона. Основная задача рынка — показать настоящую еду и рассказать, откуда она взялась, создать площадку для коммуникации, как это было раньше, когда люди, приходя на рынок, болтали о пустяках, рассказывали о себе и обменивались опытом.
![]() |
|
Обеспечить горожан местными продуктами и трудоустроить мигрантов можно, организовав огороды, сады и пасеки в городской черте. В Финляндии под огороды приспособили старую железную дорогу, в Торонто для этого задействовали пустыри и плоские крыши домов. Детям выделяются участки для выращивания овощей и трав и, кстати, уровень преступности среди детей мигрантов заметно сократился. А реформирование рынков в Барселоне позволило обеспечить 8000 жителей рабочими местами.
![]() |
Трине ХаннеманКулинарный активист и телеведущая, Дания |
Фастфуд из локальных продуктов может наладить диалог культур, ведь возможность попробовать местные блюда, позволяет лучше узнать и почувствовать город. Но все органические продукты доступны скорее для обеспеченных слоев населения. Даже в Дании большинство людей могут позволить себе только супермаркеты, где продаются товары промышленного производства. Высокая цена, которую называют фермеры, вполне объяснима — мелкие производители вкладывают довольно много средств и сил, оплачивают налоги, доставки и прочие экономические издержки, свойственные малому бизнесу, получают копейки, а за качество нужно платить.
Чтобы изменить систему питания в стране, нужен активный диалог между производителями, поварами, государством и обществом. Наладить процесс создания органического стрит-фуда вполне возможно, это доказывает опыт Копенгагена. Власти города активно поощряют инициативу продажи только натуральных продуктов даже в уличных киосках и кафе, поэтому с января 2013 года во всех городских общепитах продается только органическая еда.
![]() |
Вилле РеландерИдеолог стратегии развития культуры питания в Хельсинки |
Сейчас посетители рынков — это люди старше 45. Привлечь молодежь возможно, превратив рынок в некую познавательную площадку. Уже сейчас в Хельсинки проводят мастер-классы для молодежи и объясняют детям, что такое органика. Рынок вообще должен стать образовательной площадкой.
![]() |
Борис АкимовОдин из создателей фермерского проекта LavkaLavka, Москва |
Возрождение сельского хозяйства меняет не только облик городов, но всей страны, как бы пафосно это ни звучало. Только фермеры, по преимуществу, могут использовать неосвоенные территории. Без этого страна просто не может развиваться. Кроме того, учитывая современное состояние экологии, город все же не лучшее место для того, чтобы выращивать растения и животных — то ли дело природа. А фермерский энтузиазм заряжает своей положительной энергией не только продукты, но и людей, которые их окружают.
Что касается рынков, нужно передать их в частные руки. Государственные предприятия могут лишь сдавать торговые места в аренду. Есть и другой вариант — построить фермерский рынок, инвестировать в который будут и фермеры, и покупатели, удовлетворяя тем самым общий интерес к качественным продуктам и к людям, которые за всем этим стоят.
Мы попросили прокомментировать идеи и проекты экспертов Наталью Папину, руководителя компании «Папина Лавка», которая занимается доставкой натуральных фермерских продуктов из России в регионы.
![]() |
Наталья ПапинаРуководитель компании «Папина Лавка», Воронеж |
Начнём с того, что я не поддерживаю тезис о безразличном отношении человека к продуктам только потому, что не видит полей и коровников. Вы же не любите свой автомобиль меньше только потому, что своими глазами не видели сборочного цеха. И соотношение цены органических и ординарных продуктов в разных странах также разное, в большинстве случаев разница составляет всего 15-25%. Кстати, и в наших условиях это возможно. Наш город является столицей Черноземья — одного из крупнейших и плодороднейших сельскохозяйственных регионов России.
Что касается городского огородничества и создания городских пасек — такой опыт у нас есть. Но я являюсь противницей этого. Мы каждый день задыхаемся в автомобильных пробках. Давайте не будем забывать и о том, что Воронеж ещё и промышленный город, в отличие от небольших европейских городов. Токсичные выбросы огромны, и мы не задумываемся, как страдает наше здоровье. Думаю, нет надобности гоняться за модой или делать вид, что мы сможем вырастить экологически безопасные овощи на земле, которая, будучи полотном железной дороги, десятилетиями засорялась креозотом, мазутом и асбестовой крошкой.
Нам нужны рынки исключительно наших традиционных продуктов, по типу советских «колхозных». Тогда в городе будет добрая атмосфера, как в старых советских фильмах о ярмарках и праздниках.
Согласна с тем, что нужно привлекать молодёжь к созданию мелких и крупных хозяйств. Но здесь должно помочь государство. Необходимо не только неформальное законодательство, но и программы помощи, образования, обеспечения лабораториями, традиционными сортами и породами.
Нам нужны рынки именно и исключительно наших традиционных продуктов. Только если это будут рынки по типу советских «колхозных», когда места за прилавком занимали не заезжие спекулянты, а сами наши местные производители или их представители. И тогда в нашем городе будет добрая атмосфера, как в старых советских фильмах о ярмарках и праздниках. Атмосфера, делающая всех нас лучше, добрее и созидательнее на благо города, в котором хочется жить.
Над материалом работали: София Юкина, Юлия Фролова
Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»