Жизнь

Городские активисты: Николай Алексеев о новом Центре Современного Искусства в Воронеже

Городские активисты: Николай Алексеев о новом Центре Современного Искусства в Воронеже
Соучредитель ВЦСИ рассказывает о том, каким будет новый Центр Современного Искусства и зачем он воронежцам.

Городские активисты, общественные деятели и инициативные горожане рассказывают о собственных проектах, которые они реализовывают в Воронеже. Их объединяет одна главная цель — сделать город лучше.

В сегодняшнем материале соучредитель ВЦСИ Николай Алексеев рассказывает об открытии Центра и о Воронеже в мире современного искусства.

 

Николай Алексеев

Воронежский Центр Современного Искусства

Воронежский центр современного искусства — это выставки, лекции, кинопоказы, мастер-классы, круглые столы. Но есть два принципиальных отличия Воронежского ЦСИ от подобных институций в других регионах: 1) Работа исключительно с новым, проявляющимся сейчас искусством, а это значит — никаких франшиз, дидактического тона и миссионерства. Здесь у каждого появляется возможность быть частью истории, изменять её или отправляться по ней в далёкие странствия. 2) Мы — воронежские, и все проекты будут завязаны на Воронеже. Больше site-specific проектов с мощной интеллектуальной платформой для общения.

Все учредители ВЦСИ, в том числе я, профессионально связаны с искусством и педагогикой. По образованию я художник, преподаватель живописи. Как раз из рода деятельности учредителей вытекают две приоритетные программы центра: выставочная и образовательная.

Мы поставили перед собой амбициозную, но закономерную задачу — создать эту инфраструктуру, создать прецедент художественного сообщества. Это может прозвучать наивно, но если мы этого не сделаем, тогда кто?

Все началось с того, что к 2009 году в Воронеже появилось новое поколение художников и искусствоведов. Из–за отсутствия хоть какой-нибудь культурной инфраструктуры, часть из них переехала в города, где можно было бы продуктивно работать. Например, Арсений Жиляев и Мария Чехонадских уехали в Москву, где сейчас далеко не самые последние люди в искусстве. Михаил Лылов уехал в Швецию. А я, Иван Горшков и Илья Долгов остались в Воронеже по разным причинам, но объединяет эти причины то, что мы видим в Воронеже большие потенции для художественной жизни и работы. Но так как никакой инфраструктуры для реализации этих потенций не было, мы поставили перед собой амбициозную, но закономерную задачу — создать эту инфраструктуру, создать прецедент художественного сообщества. Это может прозвучать наивно, но если мы этого не сделаем, тогда кто?

С 2009 года мы собственными силами делали отличные выставки на различных площадках от подвалов ДК и закрытых торговых центров до галерей и московских заводских пространств. Без бюджетов и технических возможностей, привлекая очень хороших художников, используя личные знакомства и связи. В наших выставках принимали участие известные во всём мире художники, представляющие Россию на международных выставках в Венеции, Касселе, Лондоне, Нью-Йорке, Вене, Роттердаме и других городах мира. На выставке «Живой Музей Перформанса», например, экспонировалось видео Дмитрия Гутова «Оттепель», которое в то же самое время смотрели парижские любители искусства в залах Лувра. За три года продуктивной выставочной деятельности выставки ВЦСИ трижды номинировались на премию министерства культуры «Инновация», что говорит об их высоком профессиональном качестве, несмотря на то, что делались они без какой-либо поддержки.

Самым роскошным вариантом был бывший морг рядом с медицинской академией. Красивейшее, удобное здание, но, к сожалению, непосильное по бюджетам на реставрацию.

Мы долгое время вели бесплатный курс лекций по истории искусства, охватывающий период от конца 19-го до начала 21-го веков на мансарде паба «Сто Ручьев» и практический «Курс молодого художника». По окончанию курса — была «дипломная» выставка студентов в местной галерее «Х.Л.А.М.», что являлось, пожалуй, беспрецедентным образовательным проектом для российской провинции.

Но делать крупные проекты на чужих площадках, где нет ни оборудования, ни охраны, без денег, ночами после работы монтируя выставки, долгое время невозможно: мы все-таки художники, а не фанатичные активисты. Поэтому созрела необходимость институализироваться. И мы начали искать помещение. Объездили десятки неиспользуемых зданий, но по тем или иным причинам ничего не подходило. Самым роскошным вариантом был бывший морг рядом с медицинской академией. Красивейшее, удобное здание, но, к сожалению, непосильное по бюджетам на реставрацию.

На сегодняшний день у нас есть большое помещение в самом центре города, где сейчас идёт ремонт. Параллельно ищем инвесторов проекта на это богоугодное дело, которое даёт невероятный профит с крошечных инвестиций. А пока работу планируем с расчётом на собственные силы. Есть договоренность, что десять процентов от заработка учредители отдают в уставной капитал. Это небольшие деньги, но на решение организационных задач хватает. Например, деньги с ярмарки «Арт-Москва», полученные от Ивана Горшкова и Ильи Долгова, дали возможность оплачивать коммунальные услуги. Как говорит моя бабушка: «Не хочешь платить за общественно значимые проекты, незачем их и начинать».

Нам важно, чтобы молодые специалисты смогли реализовать себя.

Подробно о том, каким будет ВЦСИ, мы уже рассказывали. Добавлю, что это будет, пожалуй, самый лучший центр современного искусства в Восточной Европе, не зависящий от интересов институтов власти, коммерческих и личных интересов. Для этого всё есть: отличная площадка, пул художников — лучший в России, есть ресурсы и методики для образовательной деятельности (библиотеки, лекторы лучших институций — Школа Родченко, ИПСИ, Строгановка и другие), возможность работы на различных площадках от музеев до парков и водоёмов. Остаётся только желание городских жителей иметь такой центр.

В первую очередь, проект решает инфраструктурные задачи. Если вы хороший или перспективный молодой художник, куратор, искусствовед — нужное подчеркнуть, мы всегда поможем вам организовать выставку или лекцию, поможем профессионально реализоваться в Воронеже или России, проконсультируем, как поступить в российские или европейские учебные заведения. Это помимо того, что программы ВЦСИ символически уже решают эти задачи. Нам важно, чтобы молодые специалисты смогли реализовать себя. Во-вторых, есть побочный эффект нашей работы — о Воронеже в Москве и Европе говорят, как об одном из немногих центров, где развита современная культура. Например, когда я делал в Москве персональную выставку, в анонсе одного из журналов писали: «Николай Алексеев — молодой художник из Воронежа. А это в некотором смысле уже рекомендация».

В последствии, при хорошем менеджменте, вполне реально на базе ВЦСИ создать, как это сейчас модно говорить, полноценный культурный кластер, и это заложено в нашей стратегии развития. Собственно, сам выставочно-образовательный центр, художественные мастерские и музыкальные студии, полноценный кинозал, музейный фонд, рекреационная зона с кафе и магазинчиками, кружки для детей и их родителей, концертные площадки и т.д. Хороших примеров таких кластеров много, главное — делать их без насилия над городом, верно определять концепцию существования в Воронеже. Просто иметь ресурсы для создания недостаточно, нужно ещё желание — потребность города.

Я, например, с радостью посещал бы выставки и лекции, не прикладывая к их организации никаких усилий, но, к сожалению, пока это невозможно.

Как общественная инициатива наша работа не воспринимается. Всем кажется, что мы как художники имеем с этого огромный профит и делаем проекты исключительно ради этого профита. Это, конечно же, миф. Я, например, с радостью посещал бы выставки и лекции, не прикладывая к их организации никаких усилий, но, к сожалению, пока это невозможно.

Профессиональное сообщество говорит о нас иногда очень неожиданно. Например, некоторые члены воронежской администрации, приезжая в Москву на какой-то светский вечер, встречают там владельца издательского бизнеса и крупного коллекционера русского искусства Пьера Броше. «Вы из Воронежа?» — спрашивает Пьер. «Про Воронеж я знаю только то, что в нём есть ВЦСИ». Про ВЦСИ первым делом у вас спросят и в Вене, если узнают, что вы из Воронежа. Надеюсь, что воронежцам будет что ответить.

 

Связаться с активистом: info@vcsi.ru

5505
Паршев Юрий
26 марта, 07:00

Поделиться: